+7 916 269-72-97
dance@folkdance.ru
Танцевальный зал:
Марксистская, 34к4

Статьи

Современное возрождение сетов


Пат МерфиДанный текст – отрывок из предисловия к сборнику сетов Патрика Мерфи, одного из наиболее опытных и известных на данный момент преподавателей сетов. Более сорока лет преподавания танцев, три опубликованных сборника сетов и около десятка DVD – весомое подтверждение опыта и авторитета автора.

Книга Toss the Feathers, из которой взят данный отрывок, является постоянным спутником большинства современных преподавателей сетов. Что касается общей позиции относительно сохранения традиции, модификации фигур «чтобы красивее» и т.д., то я полностью присоединяюсь к Патрику, поэтому этот текст можно рассматривать и как выражение моего собственного отношения к сетам и к творчеству в сетах. - А.П.

Несмотря на практически полное исчезновение деревенских танцевальных вечеров после принятия в 1935 году «Акта об общественных танцзалах», сеты так или иначе сохранились в тех областях страны, где больше всего дорожили традициями. В то время как в больших залах проходили в основном активно пропагандируемые Гэльской лигой кейли-вечеринки, сеты все же продолжали танцевать на полуподпольных домашних собраниях. Таким образом, до наших дней дошли Кледонский сет в Клэре, Касл (или Кашел) в Типперери, а также многие сеты графств Корк и Керри. Впрочем, выработавшуюся за век привязанность к сетам вытравить было не так-то просто, и часто они проникали даже в программы вечеринок кейли. А в гэлтахте Керри, несмотря на объявление кейли «настоящими ирландскими танцами», в отличие от «англо-французских» сетов, последние так и остались единственной живой танцевальной культурой.

Тем не менее, многие широко распространенные до 30-х годов ХХ столетия сеты – такие, как Лабашида, Лансерс, Оранжево-зеленый и Парижский, – практически исчезли. Если бы не усилия и энтузиазм мастеров танца и музыкантов, мы бы сейчас ничего о них не знали. В целом же результатом работы энтузиастов-собирателей, а позже – учителей, стало то, что на данный момент Ирландия обладает огромным количеством записанных сетов, которые активно танцуют. Конечно, многие малораспространенные танцы безвозвратно утеряны, а популярные претерпели значительные изменения, однако танец – живое, развивающееся искусство, и иначе быть практически не может.

Comhaltas Ceoltoiri EireannОснование Братства народных музыкантов Ирландии (Comhaltas Ceoltoiri Eireann) в 1951 году значительно способствовало возрождению интереса к традиционной музыкальной культуре в целом и народным танцам в частности. Началась эпоха великих кейли-бэндов. Появились такие группы, как «Килфенора» (Kilfenora), «Тулла» (the Tulla), «Аугрим Слоупс» (the Aughrim Slopes), «Касл» (Castle), которые завоевали популярность у танцоров и слушателей.

Другим стимулом для развития сетов стали соревнования, организованные Гэльской атлетической ассоциацией и Братством в 1970-х. Команды танцоров со всех концов Ирландии собрались, чтобы продемонстрировать свои местные сеты, мастерство и стиль. Многие, увидев эти танцы на сцене, обратились к танцевальному наследию своих регионов, что в скором времени привело к возрождению и активному распространению танцев в невиданном ранее разнообразии. Однако соревнования имели и не столь благоприятные последствия. Для придания своему сету большей замысловатости и зрелищности многие танцоры значительно переделывали шаги, движения и фигуры. Это зачастую приводило к абсолютной утрате традиционной манеры и характерного регионального стиля того или иного сета и делало его скорее соревновательным номером, нежели обычным танцем.

В качестве оправдания этому можно привести уже упоминавшееся соображение, что танцевальное искусство постоянно развивается, однако манера и шаги многих сетов были изменены настолько сильно, что потеряли связь с традицией и шанс быть узнанными в тех местах, откуда произошли. На некоторых современных коммерческих соревнованиях можно видеть замысловатые перестроения, великолепные костюмы и отточенную технику, однако хореография в целом и исполнение шагов, очевидно, показались бы чуждыми посетителям танцевальных вечеров на кухнях или перекрестках полвека назад. Другой опасной тенденцией является стремление некоторых танцоров отказаться от собственных региональных сетов и стиля в пользу более сложных и зрелищных движений, позволяющих достичь успехов на соревнованиях. Лишь отчасти это компенсируется внесением еще большего разнообразия в набор сетов, исполняемых на сцене.

В последнее время уже на волне возродившегося интереса к сет-танцам возникло множество новых групп, и этот процесс явно в разгаре. Среди выдающихся исполнителей можно назвать Templehouse, Gold Ring, Moving Cloud, Esker Riada, Michael Sexton Ceili Band и New Kilfenora. Наряду с уже известными кейли-бэндами – такими, как Fodhla, Siamsa, Shaskeen, Sheelin, Sean Norman's Band, а также Мэттом Каннингемом, – они поддерживают и развивают интерес к сетам и танцевальной музыке.

Примечательным явлением 1980-х и 1990-х годов стало распространение по всей Ирландии мастер-классов, открытых уроков и танцевальных вечеров. За это нужно сказать спасибо современным учителям танцев, которые преподают богатый репертуар сетов всех областей страны. Самым выдающимся учителем, сделавшим больше, чем кто-либо другой, для популяризации сетов, можно смело назвать Конни Райана. Он принес сеты в самые отдаленные уголки Ирландии и даже за ее пределы. Он танцевал практически всю жизнь, а его энтузиазм, энергия и очевидная горячая любовь к сетам вдохновили множество танцоров.

Willie Clancy Summer SchoolБольшую роль в становлении современного сетового движения сыграли организаторы многочисленных летних школ. Среди них нужно отметить школу Willie Clancy Summer в Миллтаун Молбэй, графство Клэр. Преподавать сеты здесь начал Джо О’Донован, и его классы имели такой успех, что сейчас во время проведения занятий школу посещают сотни человек, и десятки учителей дают уроки и мастер-классы. Традиция летних школ распространилась чрезвычайно широко, поэтому сейчас любители сетов могут так подобрать расписание, чтобы провести все лето на мастер-классах и вечеринках.

Наиболее значимым результатом развития интереса к народным танцам в последние десятилетия стало их распространение во всех крупных городах. В прошлые века сеты были развлечением в основном деревенских жителей, и только с 1970-х годов эти танцы завоевали интерес горожан. Причем, что особенно приятно, увлечение танцами распространяется не только в определенной социальной группе. Уроки и танцевальные вечера проходят в самых разнообразных местах: от баров и школ, до регби-клубов и помещений Гэльской атлетической ассоциации. Из кухонь сеты переместились в большие залы, поскольку число желающих потанцевать возросло в десятки раз. С увеличением масштаба мероприятий появилась особенная должность человека, объявляющего фигуры. Теперь в танцах могут принять участие даже те, кто не знаком с конкретным сетом, но владеет основными шагами и элементами. Далеко не все одобряют такую практику, однако, учитывая, насколько больше людей вовлекаются в танцевальный процесс и в конечном счете узнают новые сеты, она явно нужна по крайней мере на больших мероприятиях. Потрясающее разнообразие шагов и танцевальных стилей, развившееся в последние несколько десятилетий, делает современные сет-танцы поистине уникальной культурой. Это обеспечивает постоянный и долговременный интерес к сетам среди самых разных людей. И именно поэтому сейчас так важно сохранить особенности каждого регионального стиля как можно точнее. Если этого не сделать, то яркость и индивидуальность многих сетов постепенно утратится, и останутся только наиболее популярные и известные танцы.

Любопытно, что популярность представляет собой основную опасность для сохранения сетовой традиции. Сейчас, когда появилось несравненно больше возможностей для путешествий, чем, например, в XIX веке, танцоры чаще обмениваются опытом и стилями. Они не только изучают танцы других деревень и графств, но и перенимают многие характерные элементы техники. Это приводит к размыванию и утрате региональных особенностей исполнения. Совершенствование техники и усложнение танцев – это замечательно, однако не стоит забывать, что, если останется только один канон, каким бы привлекательным он ни был, менее замысловатые и популярные танцы и стили просто исчезнут.

Другим неоднозначным вопросом является скорость. Начиная с XVI века, в работах по истории танцевального искусства повторяются жалобы на то, что танцы становятся все быстрее, теряя при этом качество. Такое впечатление, что это вечная проблема, она существует и сейчас, также представляя серьезную опасность для сохранения традиционных шагов и элементов. Особенности манеры, украшения и тонкие нюансы настолько часто приносят в жертву скорости, что многие принципиально разные шаги исполняются практически одинаково. И это неудивительно: быстрая музыка просто не оставляет времени для тонкостей. В результате шаги упрощаются, чтобы можно было успеть за стремительным ритмом. Что характерно, в областях с наиболее сильной танцевальной традицией, таких как Клэр, музыканты играют медленнее, а танцоры до сих пор исполняют множество интересных и сложных шагов, восхищая зрителей и коллег из других графств. Можно только надеяться, что со временем больше людей будут чувствовать и ценить дух народной музыки и поймут, что быстрый темп скорее мешает, чем помогает получить настоящее удовольствие от народных танцев. В отсутствие официальной организации, управляющей преподаванием сетов, ответственность за их сохранение и передачу в традиционной форме ложится на плечи современных преподавателей. Только они могут сохранить сеты и обеспечить их развитие у следующих поколений танцоров.


Семейство Батлеров (трое из четырех танцоров) показывает, что техничность в сетах может успешно сочетаться с веселым и непринужденным исполнением танца.
Главное – удовольствие от процесса.

 Автор: Патрик Мерфи
Перевод: Алексей Попов
Редактор: Ирина Лебедева


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вернуться к списку статей