+7 916 269-72-97
dance@folkdance.ru
Танцевальный зал:
Марксистская, 34к4

В чем танцевать?

Одежда для сетов 
Обувь для сетов и шан-носа

Одежда для сетов

Разные танцы – ирландские и неирландские, традиционные и современные – танцуют в разной одежде и обуви. Какие-то разновидности, например, бальные танцы, фламенко или ирландские танцы кейли требуют специальных костюмов и обуви, а какие-то - нет. Однако в любых танцах костюм влияет как на восприятие танцора посторонним зрителем, так и на его собственные ощущения и манеру. Так в чем же танцевать сеты? Что надевать на занятия и вечеринку в клубе?

Теория проста: сеты – это народные танцы, и мы будем пытаться танцевать так же и в том же, в чем их танцуют и танцевали исторически в Ирландии. Однако это вызывает следующий закономерный вопрос: ну, и в чем конкретно?

Тогда мы немного отвлечемся и вспомним, что народные танцы по-английски называются “social dances”, что можно перевести как «общественные танцы», а точнее «танцы-общение». Во времена первого пика популярности сетов (во второй половине 18-го века) танцы были чуть ли не единственным развлечением и важнейшей частью социальной жизни деревни. Их устраивали в самых разных местах от обычной кухни обычного деревенского дома, амбара или даже перекрестка, до актовых залов колледжей, мещанских гостиных и церквей. Танцы были поводом познакомиться с новыми людьми, поболтать с давно не виденными знакомыми, услышать последние новости из соседней деревни, и, конечно, показать свое мастерство, если таковое имелось. Иногда время и место танцев оговаривались заранее, а иногда компания гуляющей молодежи могла взять единственную деревенскую гармошку и завалиться практически в первый попавшийся дом.

Понятно, что, собираясь на заранее запланированный танцевальный вечер, все пытались одеться поприличнее, но также понятно, что если танцы случались спонтанно, то каждый танцевал непосредственно в том, что было на нем надето в конкретный момент. Да и сама парадно-выходная одежда в условиях отнюдь не богатой сельской Ирландии в огромном количестве случаев составляла просто не порванные брюки и единственную белую рубашку. Ну, еще, может быть, жилет. Именно поэтому нет ни единого источника, который бы упоминал хоть сколько-нибудь специальную одежду или обувь для танцев. Кстати об обуви: чтобы создать хороший звук для сольных танцев (которые в то время были по определению только «жесткими») улучшали не обувь, а пол, на котором танцевали. Под доски пола или каменную плиту перед камином часто закапывали перевернутый старый котел или конский череп. В этом месте стук каблуков раздавался громче и четче, и за право танцевать на «козырном» пятачке танцоры соревновались между собой или даже платили монетку музыканту.

То есть, исторически народные танцы танцевали в обычной, повседневной или парадной одежде и обуви. И такая ситуация для сетов сохраняется до сих пор: костюм мужчины составляют брюки (или джинсы), рубашка, иногда жилет, а женщины – юбка, блузка и тоже иногда жилетка.

Такова теория и из нее вытекает наша практика: я очень сильно рекомендую молодым людям приходить на наши занятия в штанах, а не в шортах-плавках. Пусть это будут не узкие брюки со стрелками, а свободные джинсы или любые другие штаны, но вспомните: даже в футбол чуть ли не до середины двадцатого века играли в длинных штанах. Можете надо мной смеяться, но правильная одежда создает правильную атмосферу, а в некоторых случаях (например, в сольных танцах шан-нос) еще и делает более правильной манеру танца. Понятное дело, что занятия часто проходят довольно энергично, поэтому глупо надевать каждый раз крахмальную рубашку с длинным рукавом, а потом отжимать ее после окончания, так что футболка вполне подойдет в качестве верха. Однако хочу отметить, что если вы уж очень сильно потеете на сетах, вероятно, вы что-то делаете не так – эти танцы принципиально предназначены для того, чтобы танцевать их четыре часа подряд и не упасть после этого замертво.

Сказанное справедливо и для женской одежды: основной принцип – «прилично, но удобно». Конечно, идеалом является свободная юбка средней длинны плюс более или менее любой верх (в принципе я бы мог отметить топики как нежелательный вариант, но осенью-зимой это вряд ли актуально). Конечно современная мода и московская погода диктуют свои условия, поэтому девушек в брюках мы выгонять не будем. С другой стороны, если вы носите специальную одежду и обувь для занятий кейли, почему бы не прихватить юбку на сеты. К тому же на мой субъективный вкус, девушка в юбке выглядит значительно более женственной и красивой, чем в брюках.

Такова общая концепция. Тем не менее вышесказанное не является жестким правилом, лучше придите на сеты в том, в чем вам удобно, чем не приходите вовсе. Мы рады всем, независимо от формы одежды.


Обувь для сетов и шан-носа

Выбор обуви несколько сложнее, чем одежды. В принципе, сеты можно танцевать практически в любых туфлях, ботинках или кроссовках. Однако, как только появляется желание использовать шаги с дробями (battering steps) или правильно танцевать шан-нос, диапазон подходящей обуви резко сужается. Сами ирландцы на вопрос, в чем лучше танцевать сеты и шан-нос, отвечают всегда одинаково: «обычные удобные ботинки на кожаной подошве, при желании с металлическими набойками на каблуках и носках». Однако, если вы соберетесь пойти в первый попавшийся обувной магазин за «обычными» ботинками на кожаной подошве - то жестоко обломаетесь: подавляющее большинство обуви либо на резине/пластмассе, либо имеет на ценнике сумму с четырьмя нулями. Тем не менее, подобрать правильные ботинки или туфли можно, только нужно учесть несколько нюансов.

Расскажу, как решал эту проблему я. Собственно, первое, что приходит в голову – пойти в Гришко или любой другой танцевально-театральный магазин и купить «полуботинки для народно-характерного танца» за 2000 р. или около того. На первый взгляд они кажутся практически идеальными - кожаная подошва и каблук, сами ботинки мягкие и удобные. Они не натирают ногу и дают необходимую свободу движения. Но, как в том анекдоте, есть маленький нюанс. Подошва этих ботинок довольно тонкая, а в сочетании с мякгой и тонкой кожей самого ботинка это может привести к серьезной травме пальцев при энергичных ударах носком в пол (например, шаг Heel & Toe). Особенно на концерте, когда музыка быстрая, а движения очень энергичны. Танцуя в «риловых ботинках» (они практически не отличаются от обсуждаемых), я еще в июне так разбил палец, что хромал неделю, а в танце нога ощутимо болит до сих пор. Поэтому, если вы всерьез собрались танцевать шан-нос, такие ботинки - не лучший выбор. Хотя для сетов это отличное решение, особенно учитывая невысокую цену.

Разочаровавшись в специализированных магазинах, я перенес внимание на «обычные» обувные. Полуторамесячный опыт знакомства с их ассортиментом выявил следующую ситуацию: в магазинах нижне-среднего ценового диапазона (ботинки от 2000 до 5000 р.) кожаная подошва встречается, но обычно в сочетании с носком такой длины, что остается чуть ли не 5 сантиметров пустого места. Я не очень представляю, как это изделие можно контролировать, но, возможно, что тем, у кого нога поуже и подлиннее, такая обувь подойдет. К тому же сами штиблеты – иначе их не назовешь – либо практически деревянные, либо слишком мягкие. Наиболее похожие на предмет поисков ботинки встретились мне в сети магазинов Парижская Коммуна за 3140 р. Однако, лично мне они не понравились, опять же, удлиненным носом, оставлявшим 2-3 см. пустого ботинка. Что касается дорогих магазинов (обувь за 9000-16000 р.), то там присутствует обычно по одной модели очень хороших ботинок на магазин, однако лично мне цена не позволяет рассматривать их как серьезный вариант.

Таким образом, остаются магазины средней ценовой категории (4500-8000 р.). В них-то и нужно искать пристальнее всего. И вот в одном из таких магазинов (сеть «Рандеву») я наткнулся на совершенно потрясающие ботинки. Позднейшие изыскания показали, что это ботинки фирмы Birkenstock серии Footprints. Модель называется Ancona. По моим субъективным ощущениям – это практически идеал. Они изготовлены из тонкой, но довольно плотной кожи, а подошва толще гришковских ровно настолько, чтобы хорошо защищать носок, но не быть тяжелой. На моей ноге они сидят идеально и по ощущениям практически не отличаются от специальзированных танцевальных. Кроме того, у них ортопедичекая стелька, которая бережет ноги во время танца. Теперь единственный вопрос, сколько они проживут при активном использовании, но если они протянут хотя бы год, то свои деньги (официально они стоили 6800, но продавались на распродаже за 3400) явно отработают. Да, хорошая новость для девушек: Footprints выпускает и женскую обувь. Модель Venezia выглядит практически женским вариантом Анконы.

Конечно, форма и строение ноги у всех разные, и для каждого конкретного танцора деальные ботинки будут разными. Поэтому давайте сформулируем, на что стоит обратить внимание при выборе ботинок для сетов и шан-носа.

Во-первых, подошва. Как я уже говорил, идеал – гладкая кожа. При этом она не должна быть ни слишком тонкой (чтобы защищать ногу) ни слишком толстой (чтобы не мешать акцентировать удары плоским носком). Для практического определения жесткости возьмите ботинок в руки и попробуйте согнуть подошву. Она должна сгибаться, но при достаточном усилии. Однако, если по каким-либо причинам, вам не удалось найти обувь с кожаной подошвой, пластик/ТЭП тоже подойдут. Только проследите, чтобы материал был не слишком мягким (определеятся субъективно: возьмите ботинок и постучите им по полу – звук «вашего» ботинка должен вам понравиться) и довольно гладким.

Во-вторых, сам ботинок. Верх, так же, как и подошва, должен по жесткости и толщине представлять собой разумный компромисс между защитой ноги и контролем над ботинком. В слишком мякгой обуви вы рискуете повредить ногу, а в слишком жесткой - натереть, и при этом не сможете хорошо контролировать движение. Отдельно обратите внимание на заднюю часть. Бортики ботинка ни в коем случае не должны упираться в косточки, а задник врезаться в ногу над пяткой. Если это происходит – ищите другую модель, если не хотите бороться с кошмарными мозолями. Форма носка, как и звук – вещь субъективная. В идеале, пальцы ноги не должны быть зажаты, но и лишней пустоты стоит избегать. Чтобы представить, как с таким носком будет танцеваться, наденьте ботинок и сначала энергично подолбите носком пол за собой, а потом плоским носком постучите перед собой. В первом случае вам не должно быть больно или неудобно, и в обоих случаях звук должен получаться «полным» и насыщенным. Для завершения просто повращайте ступней во всех возможных направлениях. Ни края, ни какие другие части ботинка не должны врезаться в ногу или доставлять дискомфорт. При этом важно, чтобы нога не вращалась внутри ботинка совсем отдельно от него.

Девушки могут справедливо попенять мне, что я говорю только о ботинках и не упоминаю туфли. Этому есть две причины: во- первых, большинство ботинок являются «мужскими» лишь условно – размеры начинаются от 36, а детские бывают и меньше. Поэтому, если какие-то ботинки вам удобны и нравятся по виду - смело берите. Во-вторых, если вы хотите танцевать в туфлях, это тоже возможно. Признаться, я не изучал ассортимент женской обуви так же пристально, как мужской, однако для многих мужских моделей я видел практически полные аналоги в виде женских туфлей (как специализированных, так и обычных, см., например, Footprints Venezia).

Подведем итог. Независимо от пола танцора обувь для танцев должна прежде всего быть удобной, не натирать ногу и не отвлекать вас от танца. Вы не должны бороться с ообувью, чтобы танцевать. Второй критерий: ботинки должны не дать вам повредить ногу даже при очень энергичных ударах. Компрессионные повреждения костей и суставов – чрезвычайно противная разновидность травм, и лучше их избежать. И, наконец, если вы всерьез хотите заниматься шан-носом, то обувь должна хорошо звучать. Этот критерий наиболее субъективен, но помните: танцуя, мы присоединяемся к музыканам и создаем музыку вместе с ними. Поэтому звуком нашего музыкального инструмента лучше озаботиться с самого начала.

P.S. После прочтения этого текста не забывайте главного – он содержит рекомендации, а не жесткие требования. Лучше прийти на сеты в той обуви, какая есть, чем не прийти вовсе, потому что у вас нет «правильной».