+7 916 269-72-97
dance@folkdance.ru
Танцевальный зал:
Марксистская, 34к4

Блог

«Правильные» шаги для сетов. Традиция, техника и манера

На занятиях или мастер-классах мне часто задают вопросы типа: «а какими шагами правильно танцевать рил»? Ответить на такой вопрос быстро и однозначно невозможно, поэтому попробую это сделать письменно и более или менее по порядку. 

Начну, как обычно, издали. С традиции и творчества вообще. Очевидно, что традиционным что-то, например, танцы, становится, когда их танцует много людей на протяжении довольно продолжительного времени в более или менее неизменном виде. Есть признанные «носители традиции», которые танцуют (играют, поют) уже давно, а научились, в идеале, у своих предков, которые тоже «в теме» чуть ли не от рождения. Логично, что приверженцы чистой традиции будут учиться, в свою очередь, именно у этих носителей и сохранять сам продукт творчества (в нашем случае танцы) именно в том виде, в котором его выучили. И на практике есть много людей, которые считают, что танцевать/играть/петь нужно именно так, как вот та старенькая бабушка в отдаленной деревеньке, потому что она знает, как это делали «на самом деле».


Но это хорошо в теории, а на практике, если мы говорим конкретно о танцах, возникают разные мысли и вопросы. Первый самый простой: а уверены ли мы, что бабушка в свои 80 танцует именно те шаги и движения, что танцевала в 20? Я не уверен. Потом мы приходим на танцевальную вечеринку и понимаем, что в разных парах сета стоят три бабушки, одна другой круче и традиционнее, и танцуют совершенно разные движения. А по ходу вечера выясняется, что даже одна и та же бабушка время от времени меняет шаг или вставляет всякие непонятно откуда взявшиеся элементы. И что делать?

На мой взгляд (это справедливо только для сетов, наверняка музыканты предложат свои «рецепты») прежде всего, нужно попытаться понять, где традиционная база, а где импровизация. В большинстве случаев, постаравшись, можно найти людей, которые расскажут, как именно танцевали конкретный сет в конкретной деревне. Причем здесь важно помнить, что мнение коренного жителя местности, в которой был распространен сет, может быть вернее, чем мнение признанного танцевального мастера, узнавшего танец через третьи руки. То есть, аргумент «А я этот сет в таком виде выучил у известного преподавателя Джона Доу» должен быть встречен вопросом «А где он родился? Знает ли он лично региональную традицию?». Из своего опыта могу вспомнить сет West Kerry, который нам сначала показал Тимми МакКарти, а потом «откорректировал» Брендан Бейгли, для которого West Kerry – «родной» сет. 

А вот разобравшись, как «всегда было», не менее интересно и важно понять, как при этом «развлекались». Для этого хорошо усвоить такую тонкую материю, как «региональная манера».  Провести четкую грань между манерой и техникой зачастую очень сложно, но основные элементы выделить можно. Про одни регионы и сеты говорят: «здесь все шаги скользят по полу, мы никогда не бьем каблуками», про другие «а тут часто молодежь прыгает» или «чем больше дробей, тем лучше». Так что рамки весьма размыты, но облегчает жизнь то, что чаще говорят, чего нельзя делать, и усвоив основные запреты, вы в безопасности. То есть, почувствовав манеру, танцор волен делать более или менее все, что захочется. Вставить лишний шаг, скольжение, шафл, дробь каблуками не только можно, но и нужно. Танцевать все рилы одной модификацией одного шага – скучно. Музыка всегда разная, партнеры тоже. Если об этом задуматься, нюансами шагов и движений можно выразить довольно много – настроение, отношение к музыкантам,  партнеру/партнерше. 

Таким образом, ответ на вопрос «как правильно танцевать» звучит: «так, как ты танцуешь здесь и сейчас». При условии, конечно, что ты слушаешь музыку, танцуешь с партнером и более или менее представляешь, что сейчас исполняется. Удивительно, но залогом «традиционности» в этом случае оказывается творчество и изменение: хороший танцор все время смотрит на то, что и как делают другие, пробует разные элементы, выбирает лучшее и таким образом потихонечку вырабатывает личную манеру, которая в идеале обогащает традицию.
Natashka
31 Августа, 15:54
Поддерживаю. Хочется добавить мысль-иллюстрацию, которая кажется мне важной. Она относилось изначально к музыке, но мне кажется тот же принцип применим и к танцам.

В карлингфордском лагере девочка Кира учила нас играть на вистле. Девочка офигенно талантливая - танцует сольные танцы на мировом уровне и в шоу Ragus, играет на вистле и арфе. Сама из семьи потомственных музыкантов и танцоров. Так вот Кира рассказывала об устных традициях обучения музыке, что ирландцы не любят записывать и традиционно не учатся по нотам - кто-то показал кому-то мелодию, тот привёз её домой, показал ещё кому-то, и пошло-поехало. На наш вопрос: "Как же так, а если человек запомнит неправильно?" Кира, не задумываясь, ответила: "Ну это же хорошо, так возникают вариации. Иначе было бы скучно". Мне кажется это достаточно важный момент для понимания ирландцев - в общем и целом творчество и вариативность у них приветствуется, опять же, как правильно сказал Лёша, главное слушать музыку и чтобы получалось красиво и гармонично.

И по опыту сетовых вечеринок в Ирландии, тоже могу сказать, что больше всего внимания привлекают те, кто танцует что-то интересное и необычное, вставляет интересные акценты и фишечки. Главное, чтобы в музыку ложилось и исполнялось уверенно и с ощущением того, что ты точно знаешь, что делаешь smile:)

ЗЫ Но это не отменяет необходимости изучать и знать традицию

Mary
03 Апреля, 00:28
а, значит, все-таки можно скользить по полу и никогда не бить каблуками??? Это важнейший для меня нюанс...