Музыкальные размеры в ирландской музыке «для чайников»
Всем, кто не заканчивал музыкальные школы, но отличать рил от джиги хочет
Любому простому смертному, пришедшему на ирландские танцы, приходится сталкиваться с такими понятиями, как «размер музыки», «джига», «рил», «такты» и кучей других. Причем люди, которые «в теме» уже давно, говорят об этом так, словно это известно всем на свете. А кому неизвестно, тем остается чувствовать себя не в своей тарелке или хвататься за голову. Данный разбор призван помочь сориентироваться тем, кто музыкой интересовался только в плане прослушивания для удовольствия, но чувствует необходимость как-то рассортировать у себя в голове новую информацию.
Конечно, со временем и по мере занятий весь этот хаос и сумбур устаканивается и становится понятным и очевидным сам по себе (можете не верить, но это неизбежно, так было у всех, кто действительно любит такую музыку и учится с ней танцевать). Однако, быть может, данные советы помогут сэкономить вам время.
Что такое музыкальный размер вообще
Если никогда профессионально не занимался музыкой или не был маньячным меломаном, или если никогда раньше не танцевал, то как-то не задумываешься специально и глубоко о том, что у всякой музыки есть не просто ритм, а ритм вполне определенный, и он может быть разный.
Когда пытаешься разобраться с помощью литературы или интернета – на тебя сваливаются цифры. 6/8, ¾, 2/4… Допустим, с математикой отношения дружеские. Тогда, возможно, все действительно становится понятно и очевидно. А если нет? А если цифры в лучшем случае ни о чем не говорят, в худшем - вгоняют в еще большее замешательство и даже панику? Паники не надо. В этой заметке постараемся разобраться без сложных музыкальных понятий и счета, а размеры в цифрах будем приводить просто для справки и дальнейших размышлений. Совсем необязательно постигать гармонию цифр, чтобы просто отличать размеры друг от друга (благо мы будем разбираться с народной музыкой для народных же танцев). Достаточно всего лишь считать до восьми.
Попробую провести аналогию с живописью: размеры похожи на жанры. Вот, допустим, висит множество картин, и все они выполнены в одном стиле, и все – маслом. Но при этом мы сразу видим, где портрет, а где пейзаж (причем пейзажи могут быть очень разные: на одном лес, на другом поле, на третьем вообще постапокалиптичные виды – но мы-то все равно определим, что это точно не натюрморт). Как-то так же и с музыкой. Например, очень всем известный размер вальса: из всякой музыки любого стиля, направления, жанра очень просто выделить вальс, но не всякая музыка – это вальс.
Нам с народной ирландской музыкой повезло, потому что практически каждый размер имеет свое название (возможно, во всех других музыкальных, а особенно – танцевальных направлениях та же история, но гарантий дать не могу).
Для каждого размера в ирландских танцах образовались свои удобные и совпадающие по рисунку движения, шаги. То есть нельзя просто так взять и станцевать джигу под что угодно (нет, ну, в принципе, можно, конечно, но в той же мере, в какой можно надеть ботинки на руки, например, и так же непонятна будет цель этого действа – потому что в музыку вы попадать не будете, а если будете, значит, вы изначально танцевали какой-то другой танец). Поэтому танец-джигу танцуют под музыку-джигу, вальс – под вальс и так далее.
Что такое сильные и слабые доли
Музыка состоит из тактов (грубо говоря). Такт состоит из долей. Доли есть сильные и слабые. Как это все понять? Попробую объяснить так, как я поняла своим гуманитарным складом ума (хотя способ не идеален): слушайте «ударения» в музыке. Напойте себе мотив – в тех «слогах», где вы ставите «ударения», там сильная доля. Где не ставите – там слабые доли. (Ну и, естественно, каждую сильную долю хорошо выделяют ударные инструменты). Пространство между одной сильной долей и другой – это и есть такт. Если у вас хорошо с поэзией, то можно сказать, что размер стихотворения и размер музыки – это вещи очень похожие.
А еще – нестареющая классика! - можно просто считать: раз-и-два-и-три-и-четыре… Счет – сильная доля, «и» – слабая. Старый-добрый-железный и надежный способ.
В ирландской музыке, как многие знают, основной логично завершенный узор мелодии, ее «законченное предложение», если можно так выразиться, состоит из, как правило, восьми тактов. В танцах очень часто тоже. Убедитесь сами: поставьте сугубо ирландскую музыку, считайте сильные доли. Досчитали до восьми – услышите конец такого «предложения». И наоборот: если чувствуете, что «мотивчик» заканчивается и сейчас будет повторение или что-то новое – значит, восемь тактов вот-вот закончатся. Если «влиться» в ритм и почувствовать этот мотив, то считать все такты во время танцев необязательно, достаточно просто слушать мелодию и делать каждый новый шаг там, где больше всего само собой хочется (обычно на сильную долю, если без извращений).
Конечно, бывают «неквадратные» мелодии – то есть там как раз нет традиционных восьмерок, но в эту любопытную область можно углубиться самостоятельно, если возникнет такое желание.
Итак, попробуем понять самые распространенные размеры в ирландских музыках и танцах. Но начнем несколько издалека.
Вальс
Trip to Skye
Waltz
Загрузка плеера
Традиционный размер – ¾.
Вальс, вообще-то, ирландским назвать нельзя. Но он интернационален, народные вальсы танцуют на ирландских вечеринках с не меньшим удовольствием, чем на всяких других. Зато его рисунок очень просто уловить, и очень просто понять, что такое ритм в принципе.
Как известно, вальс считается на раз-два-три, то есть у него в одном такте три равномерные доли без всяких там пауз.
Прислушайтесь к своим ощущениям. Если у вас есть желание обняться с соседями и мерно качаться из стороны в сторону с пивом или без него – есть хорошая вероятность, что звучит вальс. Под него качаться в порыве возвышенных чувств, вызванных музыкой, удобнее всего.
Полька
Armagh
Polka
Загрузка плеера
Размер польки – 2/4. Говоря человеческим языком, полька считается на «раз-и, два-и».
Если вы чувствуете в мелодии заряд здорового ирландского идиотизма (тм), при этом вам хочется прыгать и, ухватившись за плечи друзей, махать ногами на манер какого-то безудержного айриш-канкана – скорее всего, вы услышали польку. (Кстати, все группы, играющуе ирландщину в очень тяжелой металльной обработке, польки любят больше всего). Если вас подмывает подпевать музыке на манер «ПУМ-пу-РУМ-пум, ТРИ-та-ТИ-та, ТРИ-та-ТИ-та, Пум-пум-пум» - скорее всего, вы услышали польку. Совет: посоветуйтесь при этом с партнером. Если он не будет возражать, то не сдерживайте это свое желание подпевать, или делайте это с партнером вместе. Проверено на себе: счет или такие вот подпевания очень сильно помогают мозгу и ногам понять ритм и что под него надо делать. (Ну и к тому же просто хохот под конец гарантирован ;))
Джига
Kesh
Jig
Загрузка плеера
У джиги бывают разные размеры. Чаще всего, особенно для народных сетовых танцев – размер 6/8.
Джига считается как РАЗ-два-три-РАЗ-два-три, с очень ярко выделенной первой долей.
Проговорите про себя «Что бы то ни было, где бы то ни было». Или даже «КАК бы то НИ было, С КЕМ бы то НИ было». Если заклинание идеально ляжет под играющую мелодию, значит, эта мелодия – джига. Попробуйте, и вы больше никогда не перепутаете джигу с рилом. Как бы то ни было, где бы то ни было. Правда, может возникнуть опасность, что вы будете путать уже джиги и вальсы, но этим даже можно гордиться: на медленных скоростях порой даже музыкантам сложно их отличить.
Есть один специфический размер джиги - 9/8. Слушаете – вроде и джига, а вроде какая-то «спотыкающаяся», с какими-то лишними долями. Да и скороговорка ложится, но не целиком. Ничего страшного, это слип-джига, и на практике это просто означает, что станцевать под нее (если вы не знаете слип-джиги из репертуара ирландских соревновательных танцев) не получится. Не беда: можно стоять, слушать, любоваться на тех, кто танцевать слип-джигу умеет и вообще наслаждаться жизнью. Еще вы можете столкнуться с такими понятиями, как требл-джига, лайт-джига… Если вы не танцуете соревновательные соло, расслабьтесь: к вам это не имеет отношения, и это не какие-то еще специфические размеры. Это разновидности спортивных ирландских танцев.
Слайды
Bronsa
Slide
Загрузка плеера
Слайды – это что-то среднее между полькой и джигой; очень похоже на джигу, но оченно быструю и энергичную (две слабые доли практически сливаются, отчего все и становится похоже на полечное «раз-два-раз-два»). Я не один раз пыталась просить музыкантов и опытных танцоров объяснить чайнику, чем же особенным отличаются слайды. Один из очень известных и уважаемых ирландских и шотландских музыкантов ответил мне так: «Ну, джиги – это когда «ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та-ТА-та-та», а слайды – «ТЫМ-тымтым-ты-ТЫМ-тымтым-ты-ТЫМ-тымтым-ты-ТЫМ-тым»…» J
Выход – не заморачиваться и танцевать от души и по полной, поскольку принципиальной разницы в шагах в сетах для этих двух размеров нет.
Рил
Glasgow
Reel
Загрузка плеера
Размер 4/4.
То есть считается как раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре.
Поначалу у сетовых танцоров этот размер вызывает благоговейный трепет. На самом деле ничего сложного в нем нет. Лично мне помог такой прием: если вы уже начали изучать клэрский или коннемарский шаг, то пробуйте напевать его под музыку. Вписывается «тыгыдым, тыгыдым-дым, тыгыдым-дым!» или «тада-тада-ТАМ-там! Тада-тада-ТАМ-там!» в мелодию, в ритм, в счет - тогда это рил (скорее всего). Если не вписывается – не надо пытаться его туда вписать, даже если очень хочется (а клэрский шаг, скорее всего, будет хотеться сплясать под вообще что попало, включая клубняк или шансон). Это что-то другое.
Если вы еще не начали изучать сложные шаги, то лучше всего для начала действовать методом исключения. Укладывается что-бы-то-ни-было? Слышится ли безудержный оптимизм? А как насчет желания раскачиваться туда-сюда с зажигалкой в руке? Если нет, то есть хорошая вероятность, что это рил.
В одном обсуждении музыкантов я вычитала такое сравнение рила и джиги: рил скорее ровно катится, течет, а джига будто бы подгоняет сама себя и подпрыгивает. Чем больше слушаешь, тем больше хочется с этим согласиться, но это весьма субъективное ощущение. Однако если оно вам поможет – тем лучше!
Хорнпайп
Rights of man
Hornpipe
Загрузка плеера
Размер 4/4.
Этот размер считается так же, как предыдущий - раз-два-три-четыре.
И здесь кроется коварная ловушка. Дело в том, что отличать рил от хорнпайпа часто действительно не самая легкая задачка. Во всяком случае, путать их могут даже танцоры, которые активно занимались не один год. Поэтому, увы, тактику отличия и прочувствования хорнпайпов и рилов придется разрабатывать для себя самостоятельно. Зачастую полагаясь лишь на интуицию. Или, в идеале, на слух – у этих размеров разные акценты.
Есть лишь одна подсказка: в хорнпайпе на конце восьмерки довольно четко можно услышать завершающие торжественные «пум-пум». Можно и не услышать, но уж если услышали, то это точно хорнпайп, а не рил.
Хорошая новость в том, что в шан-носе под хорнпайп вполне можно танцевать риловыми шагами или привлекать риловые украшения.
Заключение
Если вы думаете, что этой информации для вас слишком много, и все это слишком сложно, обратите внимание, например, на бретонскую музыку. Да-да, на ту самую бретонщину – «очень простые танцы». Обратите внимание на все ее плинны, андро, антер-дро, гавоты, бурре на две и на три четверти, риде и лариде, рондо, физели, ко-шин-шины, пеллеменю – это все разные размеры. (И это всего только одна народность – бретонцы, а сколько всего еще!)… Так что воспряньте духом: для ирландских танцев нужно знать всего ничего.
Надеюсь, эта статья поможет вам лучше ориентироваться в море звуков, окружающем вас на сейшенах, концертах и вечеринках с любимой музыкой, и меньше мучиться вопросом «а что же они играют?». Последний совет, довольно очевидный: слушайте, пробуйте, ошибайтесь, слушайте, не унывайте, находите собственные приемы, которые вам помогают, слушайте. Возможно, процесс вас захватит, и вы вскоре станете гуру в музыкальных вопросах, причем не только в ирландской музыке. Поделитесь тогда своими секретами!